среда, 4 октября 2023 г.

Организация и проведение подвижных игр на прогулке в ДОУ

У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка.

Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка.

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.

Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, является могучим фактором формирования физических, духовных, эстетических и нравственных начал становления ребенка. Помимо этого, правильное педагогическое руководство игрой оказывает психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?

От умения быстро решать эти вопросы зависят всестороннее воспитание и творческое развитие каждого ребёнка.

Игра приносит пользу, если воспитатель хорошо знает педагогические задачи (воспитательные, оздоровительные), которые решаются во время игры, знаком с анатомо – физиологическими и психологическими особенностями детей, методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Младший возраст.

Задачи:

Учить выполнять правила в подвижных играх.

Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений в подвижных играх.

Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.

Организовывать игры с правилами.

Игры простые

имитируют;

объяснение во время игры;

руководит воспитатель;

хвалит всех.

Средний возраст

Задачи:

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Учить спортивным играм и упражнениям.

Игры более сложные

объяснение в процессе разучивания игры;

воспитатель следит за ходом игры;

хвалит всех, отмечает успехи детей в игре.

Старший дошкольный возраст

Задачи:

Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

Приучать к выполнению действий по сигналу.

Игры сложные, с правилами, командные, эстафеты

несколько ролей; в роли ведущего дети (выбирать по считалке);

определить победителей.

Подготовка к проведению игры

Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда она проводится впервые.

Подготовка к проведению игры включает:

Выбор и предварительный анализ игры.

Обустройство площадки для проведения игры.

Подбор инвентаря.

Выбор игры

Подбор и планирование подвижных игр в первую очередь зависит от общих задач образовательной деятельности, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их физическое и умственное развитие, двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей, количества занимающихся.

Перед проведением игры воспитатель должен продумать её процесс и предусмотреть все возможные нежелательные травмоопасные ситуации.

Воспитатель предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных детей.

При отборе игры надо учитывать форму проведения, а также придерживаться правила постепенного перехода от простого к сложному. Для определения степени сложности той или другой игры учитывается количество элементов, входящих в её состав (бег, прыжки, метание и т.д.). Игры, состоящие из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более лёгкими.

В тёплый период года игры можно проводить как вначале прогулки, так и в конце. В холодный период года – в конце прогулки, с тем, чтобы после игр разгорячённые дети сразу уходили в помещение. Нельзя использовать игры, в которых приходиться долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, где участники выполняют игровое задание поочерёдно, лучше проводить в жаркую погоду.

Младший возраст

В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с детьми: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных.

При проведении сюжетных игр рекомендуется пользоваться методикой, которая обращена к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Приведу образец рассказа к игре «Воробушки и автомобиль». Дети садятся настульчики и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды вдруг появился большой красный автомобиль и загудел "би-би-би". Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькие воробушки. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду автомобиль. Воробушки, вылетайте! А как только автомобиль загудит "би-би-би", все воробушки должны лететь в гнездышки».

Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя роль и воробушка, и автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зернышки и приговаривают «клю-клю», пьют водичку и попискивают «пи-пи». При последующем проведении игры детям предлагают новые варианты: воробушки возвращаются в свои гнездышки, влезают на скамейку (садятся на провода) и т.д. К концу года роль автомобиля можно поручить наиболее активному ребенку. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля и т.д.

Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы они использовали всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали движения, действовали по возможности по сигналу. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе.

Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель выразительно читает текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.

Также в младших группах используют простейшие несюжетные игры типа «Ловишек», а также игры-забавы.

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже освоенных детьми движений, доведённых до двигательного навыка. Поэтому, как правило, для детей младшего дошкольного возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и продвижением вперёд, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движения по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли («Солнышко и дождик» - одна роль, «Кот и мыши» - две роли и т.д.).

В младших группах можно применять и игры соревновательного характера, направленные на совершенствование качества движения в индивидуальном выполнении: «Кто тихо пробежит» (дети должны перебежать на противоположную сторону; посередине сидит воспитатель с закрытыми глазами, если он услышит тяжёлый бег, то открывает глаза и ребёнок, нарушивший правило, выходит из игры), «Кто легко спрыгнет», «Кто подлезет и не заденет» и т.д.

Средний возраст

В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры — «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и т.д.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке.

В средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями в младшем возрасте, но и с бросанием («Мяч через сетку», «Лови, бросай, упасть не давай» и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даются движения на быстроту выполнения движения «Кто скорее добежит до флажка?», «Кто самый ловкий?» т. д. Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные в беге или подлезании («Самолёты», «Цветные автомобили и др.). В средней группе также можно использовать народные подвижные игры, включающие простые основные движения.

Старший возраст

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения, появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры – эстафеты, предусматривающие взаимодействия между играющими. Становятся доступными игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и т.д. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов.

В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, спортивные игры.

Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью. Возможность померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребёнок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.

Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды определяется суммой очков, полученных её членами. Игра рассчитана на то, что каждый ребёнок может внести вклад в победу.

Следует также выделить игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений: при этом каждый член команды осуществляет только одно из них.

Обустройство площадки для проведения игр

Недостаточность внимания к созданию условий для проведения игр может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, навредить здоровью ребёнка.

При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура низкая, выбираются игры с активными действиями участников.

Для организации и проведения подвижной игры надо подобрать ровную, площадку. Площадку для зимних игр надо расчистить от снега. Для проведения некоторых игр площадку посыпают песком. На площадке успешнее всех проводятся игры большой подвижности с бегом врассыпную, метанием больших и маленьких мячей, спортивными элементами и т.д.

Подбор инвентаря

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Подвижная игра обеспечивается соответствующим инвентарём: это флажки, цветные повязки или жилетки, мячи различных размеров, палки, булавы ил кегли, обручи, скакалки и т.д. Если игроки стоят и долго ждут в очередях за необходимым инвентарём, они теряют интерес к игре, что приводит к нарушению дисциплины.

Также из-за отсутствия инвентаря или при неудачной его замене игра может не состояться. Инвентарь должен быть ярким, заметным в игре, а его размер и масса – посильными для детей. Воспитатель поддерживает инвентарь в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Можно привлекать детей к хранению и починке инвентаря. Для игр на лужайках, зимних площадках можно использовать шишки, снег и т.д. Участники получают инвентарь или расставляют его на площадке только после того, как воспитатель объяснит правила игры.

В младших группах пособия, используемые в игре, целесообразно располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они (дети) должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на неё – начинается игра «Воробушки и кот» или натягивают верёвку, детей располагают около неё - «Наседка и цыплята».

Организация играющих и объяснение игры

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят её правила, более чётко будут выполнять движения, не говоря уже об эмоциональном подъёме. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удаётся и путём вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Не исключено, что ребята ответят: весну, прилёт птиц. Детям младшей группы можно показать флажок либо игрушку (зайчика, мишку) и тут же спросить: «Хотите поиграть с ним?» Хороший результат даёт и короткий рассказ, прочитанный воспитателем и рассказанный непосредственно перед игрой.

Для проведения игры условия для игры дети старшего возраста вполне могут создать сами.

Эффективность проведения игры зависит от правильного решения следующих организационных факторов:

- умения доходчиво и интересно объяснить игру;

- размещение игроков во время проведения игры;

- определение ведущих, помощников и судей;

- распределение на команды;

- руководство процессом игры;

- дозирование нагрузки;

- окончание.

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой.

Вначале проводится бессюжетная игра или эстафета. Она повторяется 3 -4 раза. Временно освобождённые после болезни дети привлекаются воспитателем в качестве помощников и судей.

Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру.

Очень тактично педагог должен обращаться со слабыми игроками и не требовать исполнения правил, которые могут привести к чувству подавленности или причинить вред. Особенно много внимания надо уделять детям, не привыкшим играть в коллективе. От отдельно отстающих в играх, менее ловких воспитанников не следует требовать немедленных успешных действий. Им нужна индивидуальная дозировка: сокращённые дистанции, облегчённые задания, сокращённое время пребывания в игре. Надо терпеливо и настойчиво стремиться к тому, чтобы такие игроки постепенно приближались к общему уровню игровой подготовленности коллектива.

Для слишком возбудимых детей подвижная игра, богатая эмоциональным содержанием, служит сильным раздражителем, приводит к повышению гиперактивности, затруднению дифференцировки и, следовательно, к понижению ясности, быстроты мысли, чёткости и правильности действий. Наоборот, малоподвижные, инертные игроки в условиях игры, возбуждающей их эмоции, способны к ловким, быстрым действиям.

Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предполагаемой ситуации.

В младшей группе осознать значение правильности выполнения движений помогает использование «медальончиков», изображающих персонажей игры (мышонка, цыплёнка т.д.). При задевании препятствия, тяжёлом беге и т.п. играющие лишаются «медальончика», хотя имеют возможность продолжить участие в игре. После правильного выполнения действия медальончик возвращается. Поощрение в виде наглядного атрибута позволяет привлечь внимание детей к правилам игры и обязательному их соблюдению.

Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы.

В старших группах осознать значение правильности выполнения движений тоже может иметь место приём с медальончиками, хотя дети 4-6 лет уже способны понять правила игры по словесной инструкции и проявить волевые усилия для достижения положительного результата при соблюдении правил.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Так, проводя с детьми игру «Два мороза», воспитатель предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных»; затем воспитатель усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает самим детям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конькобежцев.

В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др. Первоначально ведущую роль в составлении вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому самих детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание детьми упражнений на заданную тему. Например, придумать упражнение, имитирующее движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).

Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.

Например, Дима Е., шести лет, побывав летом вместе с родителями в альпинистском лагере, придя в детский сад, предложил новую игру, которую назвал «Альпинисты». Интересно, что начал он объяснение игры с сюжетного рассказа: «На огромной территории нашей Родины есть глубокие реки и озера, безводные пустыни, широкие равнины и высокие горы. Горы упираются своими вершинами в небо. У подножья гор летом стелется трава. А на вершинах в это время белеют снеговые шапки, которые не тают даже в сильную жару, потому что наверху очень холодно. Чтобы подняться к "вершине", надо пройти по узким горным тропинкам (скамейки), пролезть в пещеру (поставленные в ряд дуги), перепрыгнуть через трещины в скале (перепрыгнуть через веревку) и, наконец, забраться на вершину (залезть на гимнастическую лестницу). Победит та группа, которая первой покорит вершину».

Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи.

В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения.

Так, в игре «Цветные фигурки», дети делятся на звенья и, в каждом звене выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков. Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой — в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.

Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий.

Алгоритм объяснения игры:

Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

- название игры (можно сказать, с какой целью она проводится);

- роли играющих и их расположение на площадке;

- содержание;

- цель;

-правила.

Объяснение игры

Важное условие успешности игровой деятельности – правильное понимание содержания и правил игры. Правильное объяснение игр в значительной мере влияет на успех. Прежде чем начать игру педагог обязан ясно представить себе её содержание, предварительно проанализировать и только после этого приступать к объяснению. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5—2 мин. Содержание игры объясняется подробно, только когда дети играют в неё впервые. Если подвижная игра сложная, педагог сначала знакомит детей с основными правилами, а затем по ходу игры постепенно дополняет их. При повторении игры следует напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила. Педагог обращает внимание на построение детей: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его.

Исключение составляют игры, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы с детьми по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений; фантазии и воображения малыша. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию. Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие. В этом отношении велика роль образного сюжетного рассказа. Например, можно предложить детям игру «Козлята и волк».

Воспитатель рассказывает: «Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, особенно злому волку. "Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку: Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молока принесла". Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приговаривает грубым голосом: "Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла". Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. "Слышим, слышим, — закричали они, — не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!" Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: "Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла". Открыли козлята дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть».

Педагог берет на себя роль мамы-козы, выбирает из числа детей волка, а остальные дети изображают козлят.

Воспитатель напоминает детям, что «открывать дверь маме» можно только после того, как прозвучат последние слова песенки. Такое объяснение сюжета не занимает более полутора минут, не снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры. Вместе с тем увлеченность детей игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без них). При объяснении игры педагог не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно. Заканчивается объяснение ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, воспитатель должен ещё раз заострить внимание о правилах. Чтобы дети лучше их запомнили. Желательно выделять голосом важные игровые моменты. Не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Распределение ролей

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх.

Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подаёт сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача - не попасться водящему. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и спросить: «Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?»

Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других.

Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего выполняет он сам.

Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Он делает это эмоционально, образно. Например, в игре «У медведя во бору» педагог сажает на стул игрушечного медведя. Произнося текст и, двигаясь вместе с детьми в сторону «берлоги», раскрывает содержание движений играющих. Затем сам подаёт сигнал к бегу, выполняя роль ведущего, и, наконец, беря в руки игрушечного медведя, пытается догнать детей. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы не испугать детей и, чтобы у них не пропал интерес к игре.

Иногда роль ведущего он поручает ребенку со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Постепенно ведущие роли поручаются детям и к концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей не только в известной, но и в новой игре. Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. Если педагог уверен в том, что любой справиться с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору с помощью «стрелки», считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать, как поощрение за удачные действия или другие качества играющих. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, справедливость.

Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалка.

Руководство в ходе игры

Одна из наиболее важных задач педагога – суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий для того, чтобы показать отличный образец умения играть. Участвуя в игре, он не только поднимает интерес у играющих, но и показывает им, как лучше использовать отдельные приёмы, тактические комбинации. В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы они положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха.

Собирать детей надо быстро (1 -2 минуты), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Собрать детей на игру можно разными приёмами. В младшей группе воспитатель действует порой так: начинает играть с 3 -5 мальчиками и девочками, постепенно к ним присоединяются и остальные. Иногда педагог звонит в колокольчик или берёт в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

С детьми средней и старшей групп следует заранее, ещё до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу начнут её (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т.д.). При проведении игры с детьми среднего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Педагог предлагает детям поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д.

В старшей группе, воспитатель может поручить нескольким своим юным помощникам – активистам собрать всех для игры, заранее наметив, кто кого позовёт. Есть и другой приём: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в условленных местах, как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

Педагог следит за точным выполнением правил: раньше времени не выбегать, сбил кеглю – вернись и поставь на место и т.д.

Интенсивные игры следует чередовать с малоподвижными. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путём назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.

С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлечённые дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего утомления, поэтому педагог не должен полагаться на их самочувствие. Иногда полезно прекратить игру, хотя дети ещё не почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя, чтобы водящие долгое время находились в движении.

Педагогу важно следить за психологическим климатом подвижной игры, её процесс должен быть приятен детям.

Педагог должен приучать детей к дисциплине во время игры. Очень часто для разрешения конфликтов во взаимоотношениях между детьми в старших группах можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.

Зачастую правила нарушают несдержанные игроки. Чтобы избежать этого, можно поручить им ответственные роли водящего, а в некоторых случаях отстранить от игры. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности.

Задачи педагога в ходе игры:

Показать отличный образец умения играть

Варьировать способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений

Продумать способы сбора детей на игру

Следить за точным выполнением правил игры

Чередовать интенсивные игры с малоподвижными

Следить за психологическим климатом подвижной игры

Приучать детей к дисциплине во время игры

Формировать творческую активность детей, учить придумывать варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания

Ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения

Окончание игры

Длительность подвижных игр на прогулке 15-20 минут.

Давать сигнал к окончанию игры лучше всего, когда все участники получили от неё удовольствие, но не переутомились.

Игру нельзя останавливать криком, резкой командой, так как такое неожиданное для детей окончание, непредвиденный её конец могут отрицательную реакцию, неудовлетворение.

Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.

Если игра проводиться впервые, можно разобрать её подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок.

Подведение итогов игры, определение её результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов педагог создаёт спокойную обстановку. Педагог или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил. Подведение итогов имеет педагогическую ценность и для самого педагога: наблюдение и выводы, сделанные в процессе игры, которыми он может не делиться с детьми, имеют большое значение для работы с детским коллективом и с каждым ребёнком в отдельности.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий