четверг, 16 февраля 2017 г.

Исследовательский проект «Огород круглый год», средняя группа


Исследовательский проект «Огород круглый год», средняя группа
Педагоги: Малкова л. К., Емельяненко А.А.
Тема проекта: Огород круглый год»
(средняя группа)
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: педагоги, дети, родители группы.
Срок проведения: февраль, март, апрель.

Актуальность проекта:  Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Актуальность:
Мы, воспитатели, часто уделяем недостаточное внимание труду дошкольников в природе. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.   С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Поэтому мы свою работу направили на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Мы считаем, что у наших детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, по нашему мнению, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому мы решили взять данный проект и при разработке этого проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.


Цель: Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
• формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• формировать умения наблюдать, ухаживать за огородами культурами;
• учить ребенка оформлять результаты наблюдений, участвовать в презентации;
• развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога
Подбор и изучение методической литературы.
Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.

Взаимодействие с семьёй
Проведение родительского собрания «Участие в проекте «Огород  круглый год».

Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки.
Деятельность детей
Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.

2  ЭТАП –  реализация проекта 
На данном этапе дети наблюдали за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; просматривали презентации; рассматривали иллюстрации, картины; проводились занятия, дидактические игры, беседы и т.д.

Деятельность педагога
Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т.д.Подбор  материала  и оборудования для опытно - экспериментальной деятельностиПополнить папку дидактическими играми по экологии

Деятельность детей
Изготовление таблиц-указателей с названиями растений.
Конструирование забора, домика.
Лепка (на каркасе)
с элементами конструирования «Пугало огородное»
Аппликация сюжетная «Наш огород» и т.д.

Взаимодействие с семьёй
Участие  в эстетическом оформлении «огорода»
Закупка семян, земли, удобрений, контейнеров, орудий труда для ухода за огородом.
Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями.

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др.), посадка семян

Викторина … «Как растут овощи»

Просмотр презентаций: «Как растут овощи?», «Загадки об овощах», «Хозяйка с базара пришла…», «Овощи»
Проведение дидактических игр : «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.  
Настольно - печатные игры:  «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде «Овощи – Фрукты», «Сад - огород».
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок об овощах.

  Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок» сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И.Чуковского «Огород».
Слушание и разучивание песенок об овощах Музыкально-дидактической игры «Огородная - хороводная».

Опытно-экспериментоальная деятельность:

«Строение растений»
«Размножение, рост, развитие растений»
«Условия, необходимые для жизни растений»:
Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д./
Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/
Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/
Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/

Подбор информации для детей «Это интересно»

3  ЭТАП –  заключительный  
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской  деятельности детей.

Деятельность педагога
Проведение вторичной диагностики
Составление отчета о проделанной работе;
Оформление документации;

Деятельность детей          и             Взаимодействие с семьёй

Подготовка презентации проекта.
Оформление выставки семейных альбомов «Мой зеленый друг»
Защита проектов (индивидуальная, ребенок-родитель)

Праздник «Овощи с нашей грядки»
Предполагаемый результат:

1. В  группе на подоконнике был разбит «Огород».
2. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания.
3. У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях;  умения наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.



1 комментарий:

  1. Дочка с радостью и восхищением делилась, как сама сажала свой "огородик". Полезный и жизненный проект!

    ОтветитьУдалить