Исследовательский проект «Огород круглый год»,
средняя группа
Педагоги:
Малкова л. К., Емельяненко А.А.Тема проекта: Огород круглый год»
(средняя группа)
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: педагоги, дети, родители группы.
Срок проведения: февраль, март, апрель.
Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Актуальность:
Мы, воспитатели, часто уделяем недостаточное внимание труду дошкольников в природе. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Поэтому мы свою работу направили на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Мы считаем, что у наших детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, по нашему мнению, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому мы решили взять данный проект и при разработке этого проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Цель: Развитие у детей потребности ухода за
огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в
совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
• формировать у
детей знания о росте и потребности растений;Задачи:
• формировать умения наблюдать, ухаживать за огородами культурами;
• учить ребенка оформлять результаты наблюдений, участвовать в презентации;
• развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП – подготовительный Деятельность педагога
Подбор и изучение методической литературы.
Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
Взаимодействие с семьёй
Проведение
родительского собрания «Участие в проекте «Огород круглый год».
Предложить
родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для
посадки.
Деятельность детейДети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.
2 ЭТАП – реализация проекта
На данном этапе дети наблюдали за ростом
растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля,
растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в
рисунках. В процессе исследований дети знакомились с художественной литературой
об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; просматривали презентации;
рассматривали иллюстрации, картины; проводились занятия, дидактические игры,
беседы и т.д.
Деятельность педагога
Подбор
методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об
овощах и т.д.Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной
деятельностиПополнить папку дидактическими играми по экологии
Деятельность детей
Изготовление
таблиц-указателей с названиями растений.Конструирование забора, домика.
Лепка (на каркасе)
с элементами конструирования «Пугало огородное»
Аппликация сюжетная «Наш огород» и т.д.
Взаимодействие с семьёй
Участие в
эстетическом оформлении «огорода»Закупка семян, земли, удобрений, контейнеров, орудий труда для ухода за огородом.
Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями.
Беседы о том,
как выращивают овощи на огороде. Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов
и др.), посадка семян
Викторина … «Как растут овощи»
Просмотр
презентаций: «Как растут овощи?», «Загадки об овощах», «Хозяйка с базара пришла…»,
«Овощи»
Проведение дидактических игр : «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.
Настольно - печатные игры: «Вершки и
корешки», «Во саду ли, в огороде «Овощи – Фрукты», «Сад - огород».Проведение дидактических игр : «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок об овощах.
Чтение: Стихотворения:
А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок» сказки:
белорусская народная сказка «Пых», К. И.Чуковского «Огород».
Слушание и разучивание песенок об овощах
Музыкально-дидактической игры «Огородная - хороводная».
Опытно-экспериментоальная деятельность:
«Строение
растений»
«Размножение, рост, развитие растений»
«Условия, необходимые для жизни растений»:
Земля / Выявить свойства земли: имеет вес,
чёрного цвета, сыпется и т.д./«Размножение, рост, развитие растений»
«Условия, необходимые для жизни растений»:
Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/
Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/
Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/
Подбор
информации для детей «Это интересно»
3 ЭТАП – заключительный
Анализ и
обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности
детей.
Деятельность педагога
Проведение
вторичной диагностикиСоставление отчета о проделанной работе;
Оформление документации;
Деятельность детей и Взаимодействие с семьёй
Подготовка
презентации проекта.
Оформление выставки семейных альбомов «Мой зеленый друг»
Защита проектов (индивидуальная, ребенок-родитель)
Оформление выставки семейных альбомов «Мой зеленый друг»
Защита проектов (индивидуальная, ребенок-родитель)
Праздник «Овощи с нашей грядки»
Предполагаемый результат:
1. В
группе на подоконнике был разбит «Огород».
2. Дети
научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания.3. У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях; умения наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
























Дочка с радостью и восхищением делилась, как сама сажала свой "огородик". Полезный и жизненный проект!
ОтветитьУдалитьКомнатные Цветы роза пустыни адениум купить семена ,
ОтветитьУдалитьЭкзотические тропические растения доставка по России семена адениума и других горшечных цветов