вторник, 27 августа 2019 г.

Методическая рекомендация для родителей: "Первый раз в детский сад"


С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт с большим количеством сверстников, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.
Ко всему этому малышу предстоит приспособиться. Начинается, так называемая, АДАПТАЦИЯ.
Важно подчеркнуть, что адаптация – не зло, с которым нужно бороться, не проблема, а просто процесс подстройки человека к новым условиям.

КАК ДОЛГО? Обычно активный период длится до 2-х месяцев и до 6 месяцев может идти остаточная (не заметная невооружённому взгляду) адаптация.
Конечно, все абсолютно индивидуально, т.е. адаптация вашего ребёнка может занять 1 неделю, 3, 5, а может 2 месяца.
Пропуски сада по болезни влияют на эти сроки. Начинать все заново после выписки обычно не приходится, но определённый откат назад встречается довольно часто.
КАКАЯ БЫВАЕТ? 
У разных детей этот процесс протекает по-разному.  Но условно можно выделить несколько видов:
Активная адаптация. 
Малыш очень переживает, активно протестует, не хочет идти в сад, провожает маму со слезами и криками, «говорит», что завтра в сад не пойдёт и т.д.
Зачастую родителям очень тяжело видеть такую бурную реакцию любимого чада, но она вполне нормальна. Если все хорошо, то ребёнок станет вести себя значительно спокойнее в течение 1-2-х недель.

Отложенная адаптация 
Первые дни (от 3-х дней до 3-х недель) ребёнок добровольно и даже радостно, бегом, забыв поцеловать маму, уносится в группу. Родители радуются.  Проходит какое-то время, и в один прекрасный день ребёнок устраивает такой же скандал, как у других был в первые дни.  

Пассивная адаптация
Ребёнок, адаптирующийся таким способом, внешне спокоен, идёт в сад с удовольствием. Адаптация у таких детей проявляется в других, часто не связанных с садом областях. Аппетит, вкусовые пристрастия, повышенная утомляемость, изменения характера сна, скорость и качество усвоения новой информации, общая нервозность, капризность, агрессивность дома и на прогулках после сада, привязанность к ритуалам, изменение стула (следите за запорами дома и в саду, обязательно интересуйтесь, был ли у ребёнка стул и какой).
И при активной и при отложенной адаптации вполне могут встречаться элементы пассивного реагирования.


Какой бы тип адаптации не был у Вашего ребёнка примерно через 2 месяца острая фаза пройдёт, и он приспособится.
Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду.
Во-первых, как говорил Карлсон: «спокойствие, только спокойствие!». Дети очень хорошо чувствуют настроение родителей. Именно по реакции родных малыш ориентируется что хорошо, а что плохо. Родитель спокоен - происходит то, что должно. Видя это, ребёнок значительно проще и быстрее привыкает к новым обстоятельствам, даже, если ему это и не очень нравится. Помните, что адаптация к саду неизбежный и вполне нормальный процесс.
Что делать
Чего не делать

По дороге в сад… Подготовка к саду…
Если ребёнок плачет, боится, расстраивается, посочувствуйте ему, обнимите его: «Я понимаю, что тебе страшно, но ты справишься», «Я вижу, что тебе грустно, я тебя очень люблю».
Если вы не уверены в том, какие именно чувства испытывает ребёнок – спросите его об этом.
Не отрицайте чувства ребёнка, говоря ему «не бойся», «не плачь», «не расстраивайся». Он УЖЕ боится. Чувство не пройдёт только от того, что родители попросили. Зато ребёнок может воспринять это как «мама меня не понимает».

Рассказывайте малышу о том, что, как вам кажется, может ИМЕННО ЕМУ понравиться в детском саду. Поделитесь тем, что Вам показалось интересным, когда Вы заглядывали в группу.
Не перегибайте палку, рассказывая о том, как чудесно в детском саду.  Ведь, если там действительно все хорошо, то зачем тогда мама с энтузиазмом 100-ый раз это повторяет?

Старайтесь говорить ребёнку правду о том, почему он ходит в детский сад. «Мама с папой ходят на работу, а за тобой должен кто-то присматривать, я же не могу оставить тебя дома одного. Поэтому мы идём в садик». Если у вас какая-то другая причина – её и излагайте, дети заслуживают честного ответа. Когда ребёнок слышит честный уверенный ответ, ему будет проще принять предлагаемые обстоятельства.
Старайтесь не сравнивать сад с работой. Ведь на самом деле сад – вовсе не работа, говоря так, Вы нагружаете ребёнка излишней ответственностью.

Не стоит приводить и аргумент о том, что ребёнок уже взрослый и поэтому будет ходить в д/с. Вряд ли малыш будет гордиться своей «взрослостью» только оттого, что Вы с гордостью это произнесли. А вот сформировать у ребёнка убеждение, что быть взрослым – трудно и неприятно, очень легко.

Расставаясь перед дверью группы…
Скажите ребёнку, что Вы его очень любите, тоже будете по нему скучать.

Обязательно ЧЕТКО говорите ребёнку, КОГДА Вы заберёте его из детского сада. Детям важно знать, что время без мамы закончится и хотя бы приблизительно представлять, когда это произойдёт. Легче всего привязать приход родителя к каким-то режимным моментам, например, «ты пообедаешь, и я приду», «Ты поспишь, и я за тобой приду» и т.д.
Не уходите «пока ребёнок не видит». Не обещайте, что «вернётесь через минуточку». 
Не затягивайте прощание, даже если ребёнок плачет, кричит и Вы видите, что он очень расстроен.

Дорога домой… После садика…
Забирая ребёнка из садика, говорите с ним на те темы, которые захочет обсудить он сам. Общайтесь с ним тепло и эмоционально. Можете рассказать немного о том, что вы делали без него. Расскажите, что Вы тоже по нему скучали. 
Если позже, когда вы придёте домой, сделаете какие-то свои обычные дела, поиграете в игры, это будет уместно – Вы спросите про садик. Если нет – то нет.
Не надо сразу расспрашивать адаптирующегося к саду ребёнка о том, что он в саду делал, что кушал, с кем играл. Это только напряжёт его.
Если у ребёнка трудно проходит адаптация, с осторожностью обсуждайте с другими членами семьи, знакомыми тему детского сада при нём. Или не обсуждайте её вовсе.

 В период адаптации чаще обнимайте ребёнка, целуйте, держите на ручках и говорите о том, как Вы его любите.
В период адаптации старайтесь сильно не ругать малыша, если он становится более агрессивным, хуже кушает, много капризничает и т.д. (см. пассивная адаптация).

Если Вы хотите сделать ребёнку приятное (купить игрушку, шоколадку и т.д.), не привязывайте это к уходу из детского сада.
Не подкупайте ребёнка игрушками, сладостями, принесёнными в садик, или купленными по дороге домой, а также обещаниями мультиков по приходу из садика. 

.

ЧТОБЫ АДАПТАЦИЯ ПРОШЛА МАКСИМАЛЬНО ЛЕГКО:

Обратите внимание на утро дома перед садиком. Сколько времени нужно ребёнку, чтобы проснуться и быть готовым к активной жизни? Может быть, стоит будить его раньше или наоборот позже. Дать ли ему перекусить или нет. Может быть, будет уместна небольшая игра или 5-10 минут общения, просто контакта с мамой.
Постарайтесь понять, что именно ребёнку больше всего тревожит в вопросе садика – другие дети, новое место, расставание с мамой, страх, что она не придёт его забрать. Разобравшись, постарайтесь нивелировать опасения малыша.
Выбирайте утром вместе с ребёнком, какую игрушку или книжку он возьмёт сегодня в сад.
Покупайте красивую сменную одежду и тапочки, которые понравятся ребёнку, специально для садика. Эти вещи будут лежать в его шкафу, вместе с другими. Зафиксируйте внимание ребёнка на том, что это его шкаф. Расскажите ему про каждую вещь, которую кладёте туда – носовые платки, сменные трусы, запасную футболку – «это твои чистые трусики, они будут лежать в твоём шкафчике».
Создайте дома максимально стабильную обстановку. До тех пор, пока не закончится адаптация в идеале дома не должно быть никаких перемен – отъезда-приезда родственников, перестановок, ремонта, выхода кого-то из родителей на работу (если этот выход заметен ребёнку, родитель отсутствует не только пока чадо в саду, но и в другое, привычное ребёнку, время). Избегайте даже приятных перемен. Это касается и нововведений в рационе.
Уменьшите нагрузку на нервную систему – отмените на время развивающие занятия и «обучалки», сократите до минимума телевизор, мультики. Минимизируйте визиты гостей к Вам и Ваши к ним. Не стоит во время адаптации развлекать детей зоопарками, кино, цирками и прочими бурными радостями детско-светской жизни.
Тоньше и терпеливее отнеситесь к запросам ребёнка, его настроению, капризам.
Уделите особое внимание не тому, как вы отводите ребёнка из садика, а тому, как забираете его. Можете придумать какой-нибудь ритуал-игру для возвращения домой, сделайте этот момент особенным, приятным.


Комментариев нет:

Отправить комментарий